Интервью группы для журнала “Metallist” (июль 2007)
Группа ХАРИЗМА образовалась в 2005 году. Отцами-основателями стали гитарист, композитор и продюсер Леонид ФОМИН, автор текстов и продюсер Александр ЕЛИН и вокалист Дэймон Авраменко. Все трое к этому моменту имели солидный стаж работы в тяжёлой тусовке – Фомин играл с МАСТЕРОМ, ВАЛЬКИРИЕЙ и ЛЕГИОНОМ, Авраменко профессионально пел классику рока в лучших московских кавер-группах и записывался с проектом ДЕВА, а Елин сотрудничал с АРИЕЙ («Воля и Разум», «Колизей»), МАСТЕРОМ и понемногу со всеми остальными «мастодонтами». На момент встречи все трое вынашивали идею power-металической группы классического европейского стиля с русскими текстами. У Фомина уже были вбиты в компьютер заготовки, у Елина накопилось множество идей…
нереализованных с АРИЕЙ и его последним авторским проектом ХИМЕРА, а Авраменко просто горел желанием петь хорошую оригинальную музыку. Через три месяца начались студийные сессии, и вскоре вышел дебютный альбом «Источник силы». Он вызвал неоднозначную реакцию. Кто-то упрекал группу в слишком прямом следовании традициям, в отсутствии «новаторских» идей, кому-то, наоборот, показалось, что некоторые вещи альбома не очень-то «true». Но все сошлись в одном – на российской сцене появилась новая команда, ничем не уступающая признанным авторитетам. ЛЕО показывал чудеса гитарной техники, Авраменко пел мощно и вдохновенно, музыка была насыщенной, разнообразной и очень мелодичной. Альбом был выпущен компанией «Мистерия Звука» и отлично продавался, что позволило группе начать концертную деятельность. И оказалось, что живьём ХАРИЗМА не менее хороша, чем в студии. На сегодняшний день за спиной у ХАРИЗМЫ участие во многих клубных фестивалях, летних open-air и сольные концерты. Публика воспринимает группу «на ура» – об этом свидетельствуют многочисленные фанатские отзывы на сайте www.charizma.ru. Однако всё ли так безоблачно? О ХАРИЗМЕ и судьбах метала в России мы беседуем с Леонидом «ЛЕО» Фоминым и Александром «Дедушкой» Елиным…
METALLIST: Наше интервью приурочено к выходу 2-го альбома группы, который так и назван – «Харизма-II». Дебютная работа «Источник Силы» получила неплохие отзывы среди фэнов. Столкнулись ли вы с «синдромом второго альбома» и чувствовали ли груз ответственности?
АЛЕКСАНДР ЕЛИН: Первый альбом действительно стал своего рода сенсацией – ХАРИЗМА сразу сделала заявку на игру в первой лиге российской тяжёлой сцены… И это неудивительно – музыканты в группе не новички, главный «мотор» группы, Леонид Фомин, хорошо знаком любителям тяжёлой музыки по работе в МАСТЕРЕ и ВАЛЬКИРИИ, Дэймон Авраменко более 10 лет на профессиональной сцене, я тоже человек небезызвестный. Поэтому ответственность за качество материала лежала на нас сразу, уже когда мы делали «Источник силы». Ко второму альбому у нас развеялись некоторые иллюзии относительно возможности выхода группы в радиоэфир, поэтому он получился менее «попсовым», вещи стали длиннее и сложнее. Ещё, наверное, добавилось серьёзности в текстах – если на первом альбоме было несколько «шуток» типа «Люди гибнут за металл» (многие, увы, так и не поняли, что это оперная классика), то на «Харизме II» всё более «ортодоксально».
ЛЕО: Я лично делал музыку, которая мне в кайф, не задумываясь ни о каких форматах. Думаю, что получилось неплохо. Если какая-то радиостанция вдруг осмелится поставить пару наших песен, может быть, слушателей у этого радио прибавится.
ML: Кстати, почему альбом называется «Харизма II»?
АЕ: Это чистое суеверие. Как известно, LED ZEPPELIN и QUEEN свои вторые альбомы назвали просто «II», и они стали прорывными.
ЛЕО: Кроме того, те, кто впервые услышит именно этот альбом, будут точно знать, что есть ещё один, и его надо тоже иметь.
ML: ХАРИЗМА осталась верна выбранному стилю power-metal. Почему именно он и не было ли желания выйти за рамки?
АЕ: Мы солидные люди, зачем суетиться? В рамках power есть всё, чтобы делать красивую, интересную музыку. Потом, как мне кажется, основная масса любителей hard’n’heavy с подозрением относится к экспериментам и считает их едва ли не предательством. Поэтому, кстати, ни IRON MAIDEN, ни АРИЯ никогда не делали шага в сторону, а шли только вперёд. Это и наш девиз.
ЛЕО: Добавлю, что в современном европейском стиле power намешано уже очень много родственных направлений типа progressive, trash, sympho и т.п., и лично я особо не задумываюсь над тем, к какому навороту привесят какой ярлык. Главное, чтобы всё было «жирно» и в тему.
ML: Продюсерский проект в российском тяжмете – явление редкое. Как родилась эта идея, и не опасались ли вы негативной психологической реакции слушателей, считающих «проекты» изначально искусственными и неспособными к искреннему творчеству.
АЕ: Никакого отношения к продюсерским проектам ХАРИЗМА не имеет. Вы перепутали термины. В попсовом продюсерском проекте лица и личности исполнителей вторичны, их можно заменить – никто и не заметит. В роке этого не может быть по определению. Здесь замена любого музыканта приводит к изменению и звучания, и энергетики. Костяк нашей группы – это гитарист Лео Фомин и вокалист Дэймон Авраменко, но и другие музыканты далеко не статисты.
ЛЕО: Хочу заметить, что мои и Елина продюсерские функции разделены: меня устраивает идеология и качество его текстов, а его – моя музыка. Остальные вопросы мы решаем сообща.
ML: Как и по какому принципу происходил отбор музыкантов в команду?
ЛЕО: Ну, с вокалистом почти сразу было всё понятно, так как с Деймоном мы уже лет 7 были знакомы, и он уже тогда пел в паверной манере. Остальные люди – это те, с кем я играл ранее, либо они находились через общих знакомых. Основной критерий – исполнительский профессионализм и сценичность…
ML: Группа образовалась 3 года назад, когда рынок русскоязычного power уже был перенасыщен. Не боялись?
АЕ: Рынка российского метала вообще и power, в частности, не существует. Может быть, усилиями Андрея Ковалёва он и появится, но пока этих групп нет в медиапространстве. Профессиональные по уровню музыканты вынуждены подрабатывать «мебелью» в попсовых коллективах – о каком рынке вы говорите? Сегодня во всей России едва наберётся десяток интересных и профессионально играющих тяжёлых команд – это меньше, чем в каком-нибудь провинциальном финском городе… Конечно, мы понимаем, что хард-н-хэви – не коммерческая музыка, и даже успешные и «долгоиграющие» группы – МАСТЕР, ЛЕГИОН или КАТАРСИС – сегодня зарабатывают копейки, но зато это стратегическая музыка, у которой всегда будут ценители. Поверьте, я написал много попсовых песен. О них, даже самых удачных, забываешь назавтра. Здесь же каждая вещь надолго.
ЛЕО: Это сейчас он называется power, а раньше был старый добрый heavy, просто утяжелилось звучание, добавились мощь, техника исполнения, но основы стиля были заложены в 80-е годы. Я лично очень люблю это направление, так как вырос именно на этой музыке и вижу массу возможностей для развития группы.
ML: Почему, на ваш взгляд, именно сейчас происходит очевидный подъём популярности heavy и power metal – через 20 лет после его появления в России?
АЕ: Те, кому около 40, выросли на этой музыке и всегда ею интересовались. Новая же молодёжь устала от дебильной попсы и сиротских завываний команд «русского» рока, которые и роком-то стыдновато называть – там живьём играют так плохо, что лучше б они тоже работали под фанеру… Ну и в общемировом масштабе тенденция возвращается, просто настало время нового витка… Так мерси-бит возвращался с брит-попом, панк – с гранджем, хард-рок начала 70-х стал хэви-металом и т.п. Сейчас «тяжеляк» – это снова модно.
ЛЕО: Думаю, эта музыка всегда будет пользоваться спросом, особенно у молодёжи, особенно на территории Западной Европы и Евразии, так как именно она – главная наследница европейских народных и классических музыкальных традиций. Кстати, сейчас power очень популярен и в Южной Америке – это весьма о многом говорит!
ML: Тексты ХАРИЗМЫ – классическая помпезная «героика». Считаете ли вы её потенциально интересной для взрослых слушателей или возраст аудитории не имеет принципиального значения для группы?
ЛЕО: У жанра есть сложившиеся традиции, и тексты ХАРИЗМЫ им соответствуют.
АЕ: Да, первое впечатление и должно быть такое – это классическая помпезная героика. Но если вы захотите въехать поглубже, уверен, найдёте много неожиданного и интересного. Тексты ХАРИЗМЫ о человеке в экстремальных ситуациях, о противостояниях, о героизме… Кому-то это не близко, что совершенно нормально. Если провести аналогию с кино, то ХАРИЗМА – это крепкий боевик. Допускаю, что кто-то больше любит мелодраму, ужастики или порнуху. Это не к нам.
ML: Что в наше время имеет большее значение – пробивные способности или музыкальный материал?
АЕ: Одно другому не помеха. Оба условия необходимы. Хотя, если посмотреть на рейтинги, то возглавляют их те, у кого есть или были хорошие директора. И есть великолепные группы, которые, увы, не собирают даже маленькие клубные залы.
ЛЕО: Пока, увы, главнее всего бабло. Кто в состоянии вкладываться в рекламу и клипы, того лучше знают. Однако ХАРИЗМА на первое место ставит именно Качество Музыкального материала…
ML: Каковы, на ваш взгляд, коммерческие перспективы тяжёлой музыки в России?
АЕ: А я давно на всех углах говорю, что если бы существовало тяжёлое радио в противовес попсовым станциям, хэви был бы много популярнее попсы. Он и так популярнее, если вы посчитаете, сколько вложено в попсу и сколько – в метал, и какова отдача… В попсе любая однодневка стоит 100–150 тыс. долларов. Если бы у ХАРИЗМЫ был такой бюджет, мы бы через полгода собрали «Горбушку».
ЛЕО: Перспективы были, есть и будут – важно, кто и как этим занимается.
ML: Посоветуете ли вы, профессионалы, для которых музыка стала работой, брать в руки гитару тем, кто только задумывается о выборе жизненного пути?
ЛЕО: Предупреждаю сразу – это очень трудный путь, и останутся здесь те, кто имеет талант и огромное желание делать музыку и не останавливаться перед любыми трудностями… Хотя я в своё время не задумывался и просто постоянно играл на гитаре – видимо, мне повезло…
ML: ХАРИЗМА существует три года. Удалось ли осуществить поставленные задачи и что планируется в ближайшем будущем?
АЕ: Мы выполнили главную задачу – ХАРИЗМА нравится людям. У нас есть фэн-клуб, настоящий, построенный не на пряниках, а на понимании и приятии нашего творчества. Конечно, хотелось бы играть больше и больше зарабатывать, но это дело времени и терпения. В ближайшем будущем третий альбом (планируем записать его ещё в этом году), участие (уже в третий раз) в фестивале «Слава России» и концерты, на которые мы приглашаем всех читателей «Music Box» и «MetaLlist».